Начальная школа

Конспект ОД “Измерение объема”

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29 г. Липецк
«Университетская»






Конспект образовательной деятельности детей старшей группы
по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Измерение объема»




Выполнила:
слушатель курсов получения квалификации
Фоминых Анастасия Михайловна






Цель:
сфо р мировать представление об измерении объема с помощью мерки .
Задачи:
1) Показать детям, что условной меркой может быть любой предмет , при измерении условной меркой результат (число) зависит от ее величины.
2 ) У чить детей ( с помощью переливания ) определять какая мерка больше по объёму.
3 ) Закрепить умение соотносить количество и цифру , сравнивать числа, тренировать счет в обратном порядке.
4 ) Развивать наглядно-образное и логическое мышление, мелкую моторику рук
5 ) Воспитывать желание помогать, приходить на помощь другим .
Приоритетная образовательная область (области):
познавательное развитие.

Планируемые результаты (исходя из цели и задач):
Дети научатся измерять жидкость разными мерками.
Целевые ориентиры:
« Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями ; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области математики…»
Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):
Для воспитателя Космическая лаборатория , г и дратор 2х литр , б ан ка 0,5 литра , стакан 0.25 мл, схема «правила измерения воды», телефон, звукозапись взлета ракеты, ёмкос ть для сливания измеряемой воды, поднос.
Для детей Карточка с изображением предметов, продуктов, ящик и с цифрами 2,3,4,5; медицинские шапочки, халаты, доска, маркеры синий и красный, счетный материал, цифры , емкость с водой , 2 мерки (разные по объему, по цв ету, одинаковые по форме), стакан , глубокие подносы.
Предварительная работа (при необходимости): Беседа по т еме «К осмос » .
Содержание ОД:
Введение в ОД: мотивация детей; совместная постановка детской (практической, игровой или другой) цели деятельности.
Воспитатель подводит за собой детей к « космической лаборатории ».
Воспитатель: Дети п редставьте себе, что мы с вами находимся в космической лаборатории. Через несколько мин ут команда космонавтов поднимется на космический корабль и начнет их полет в космос .
- Как вы думаете, ч то нужно взять с собой космонавтам в полет ? ( Предположения детей .)
- Верно , всё это уже находится на корабле.
Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт ) .
- Посмотрите на карточку ( с изображением предметов первой необходимости ). Все ли вы назвали? (карандаш, ручка, зубная щетка, мыло, расческа, блокнот, книга, журнал, ластик, полотенце, и т.д.)
- Посмотрите на другую карточку ( с изображением набора продуктов ) .
- Как вы думаете, нужны ли эти предметы космонавтам?
- Почему вы думаете, что нужны? (Рассуждения детей).
Р аздается «звонок». Воспитатель слушает «информацию» по телефону, затем обращается к детям.
- Дети, в настоящее время проверяет ся радиосвязь с кораблем , и космонавты прося т вас о помощи. Поможем им?
Игра «Сложи по ящикам »
- Космонавты решили сложить продукты и предметы вместе и соединить их в ящиках с кодовыми цифрами. Ваня возьми, пожалуйста, одну карточку с предметами. Сколько их? (1 ) Выбери карточку с продуктами. Сколько их? (4 ) Сколько всего продуктов и предметов получилось вместе ? ( 5 ) . В ящик с какой цифрой ты положишь эти карточки ? (В ящик с цифрой 5 .) Ребята, Ваня верно выполнил задание? (Да). Поче му вы так думаете? (Потому что 4 и 1 получается 5 ). Молодец, Ваня! Аня, а у тебя получится помочь космонавтам? (Аня и остальные дети выполняют аналогичное задание)


Воспитатель хвалит детей, которые справляются с заданием. Детя м, которые испытывают трудности, предлагает соединить карточки друг под другом (или рядом) и посчитать сколько их получается .

3. Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).
Ребята, проходите за столы. Садитесь на стульчики поудобнее . А знаете ли вы , что космона вты пьют чистую родниковую воду? Оказывается вода доставля ется с Земли в больших бутылях. Оттуда в ода наливается в вакуумный пакет с трубочкой ( Воспитатель показывает гидратор для питьевой воды)
Описание « Сколько воды в пакете
Перед детьми 2 –литровый гидратор с водой, пустая 0,5 л. банка, 0, 25 мл стакан.
- Дети, хотите узнать сколько воды в пакете?
- Что для этого надо сделать? (Измерить.)
- Какой меркой можно измерить воду? ( Выслушав ответы дете й, воспитател ь подводит итог: в семи мерками, в которые можно налить воду, например банкой)
- Дети, существуют правила измерения: (показывает схему)
мерка должна быть одна;
наливать в оду только до края, чтобы вода не разлилась;
каждый раз, когда отмеряем полную банку вод ы, выкладывать палочку , чтобы не забыть и не сбиться со счета.
- Лиза и Егор, помогите мне, пожалуйста. Подойдите ко мне. Я буду наливать воду из пакета в банку. Егор будет считать и следит ь за тем, чтобы банка наполнялась полной и вода не выливалась . Лиза, когда я наполню одну банку водой, нарисуй на доске маркером одну палочку. А, вы, дети, положите одну палочку у себя на столе.
Закончив и змерение, воспитатель спрашивает у детей:
- С колько банок воды было в пакете ? (Четыре банки) .
- Ребята, а можно ли измерить воду стаканом? (Да.) Давайте, сравним, сколько получится стаканов и выложим палочки под теми, что уже лежат на столе.
Лиза и Егор, спасибо, садитесь за стол и выложите на столе четыре палочки. Ангелина, подойди ко мне, помоги мне считать и следи , за тем, чтобы стакан наполнялся полным и вода не выливалась. Марфа, подойди к доске. Когда я налью один полный стакан, нарисуй одну палочку, под той, что уже нарисовала Лиза.
Окончив измерение, воспитатель спрашивает:
- Сколько стаканов воды получилось ? (Восемь стаканов) .
Ангелина и Марфа, спасибо, садитесь за стол и выложите восемь палочек. Дети, найдите цифру 4, положите ее рядом с четырьмя палочками. Положите цифру 8 рядом с восемью палочками.
- Сравните числа, какое число больше, какое меньше?
- Почему получились разные числа? ( Потому что разными мерками измеряли).
- Если мерка больше, то число мерок будет больше или меньше? (В случае затруднения обратить внимание детей на банку и цифру).
- Если мерка меньше, то число мерок будет больше или меньше? (В случае затруднения обратить внимание детей на стакан и цифру).
- Молодцы, вы сделали правильный вывод, что ч ем больше мерка, тем меньше будет число мерок, а ч ем меньше мерка, тем число мерок будет больше .
Физкультминутка
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.  Мы в ракету сели смело,  (сели на корточки)
Шлем на голову надели. 
(сомкнули руки над головой) Пуск! И в космос мы летим!  (встали, тянемся вверх) В невесомости парим.  (руки в стороны, круговые движения тела) Путь наметили к планете.  (вытянули руки вперед) Помахали вслед комете.  (машем руками над головой) Посмотрели в телескоп.  (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)   Надавили кнопку стоп.  (хлопнули в ладоши) Развернули мы ракету!  (повернуться в другую сторону) И продолжили полет.  (руки в стороны, покачиваемся) Космос нас с собой зовет!  (помахали руками).
Первичное закрепление нового знания в речи (закрепление, уточнение нового знания).
Воспитатель . – Как вы думаете, почему космонавтам нужно иметь крепкое здоровье?
-Врач- профессор решил каждо му космонавту приготовить лекарство по рецепту. Для этого ему нужно узнать, какая мерка больше. Вы хотите помочь профессору?
Воспитатель предлаг ает надеть медицинские шапочки и халаты , сесть за столы на стульчики.
- Ребята, что у вас на подносах? (миска с водой, стакан, мерка красная, мерка синяя, счетные палочки)
- Что будете наполнять водой? (стакан)
- Чем будете наполнять стакан? (мерками)
- Как мы узнаем, какая мерка больше? (Мы сравним число каждой мерки в стакане)
-Дети, приступим к измерению красной меркой. (Дети наполняют мерку до краев, выливают в стакан, ставят палочку, до тех пор, пока не заполнится стакан.)
- Сколько палочек у вас получилось?
-Дети, перелейте воду из стакана в миску. Продолжите измерение синей меркой. (Дети наполняют другую мерку до краев, выливают в стакан, ставят палочку, до тех пор, пока не заполнится стакан.)
-Сколько палочек у вас получилось? Поставьте цифры рядом с палочками
- Сравните числа? Какое число больше, какое меньше?
- Почему получились разные числа? (Потому что разными мерками измеряли).
- Если мерка больше, то число мерок будет больше или меньше? (В случае затруднения обратить внимание детей на красную мерку и цифру).
- Если мерка меньше, то число мерок будет больше или меньше? (В случае затруднения о братить внимание детей на синюю мерку и цифру).
- Какая мерка больше?
-Смогли ли вы помочь профессору?
Воспитатель предлагает детям снять шапочки и халаты.

Подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).
Раздается телефонный звонок. Воспитатель слушает «информацию» по телефону, затем обращается к детям.
- Дети, в настоящее время наши космонавты заняли места в ракете и готовы взлететь.
- Давайте посчитаем хором от 10 до 1. Пуск! (Включается музыка, взлет ракеты).
- Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Чему вы сегодня научились?