Музыка

Сценарий “Знакомство с нотным алфавитом” 1 класс

Сценарий урока музыки.
Учитель: Боронникова Юлия Сергеевна
Класс: 1
Программа : Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Тема: « Знакомство с нотным алфавитом»
Цель : знакомство с основными характеристиками звука и названиями нот.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать познавательные потребности, интерес к предмету «Музыка»;
Образовательные:
вовлечь учащихся в диалог-рассуждение о музыкальных и шумовых звуках, о характере прозвучавшей музыки;
познакомить учащихся с нотной записью и расположением нот нотном стане;
заинтересовать чтением нотного текста;
Развивающие:
совершенствовать навыки самостоятельной работы;
развивать внимание, наблюдательность, музыкальную память; музыкальный слух.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия, изучаемые на уроке: нотный стан, «нотоносец», громкость звука, тембр, высота звука, название нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
Оборудование и материалы:
видео «Поющая фа-соль. Что такое ноты » ;
Видео «Поющая фа-соль. Что такое звук»;
П есня « До, ре, ми, фа, соль» ( сл. З.Петрова, муз. А. Островский);
Т елевизор, подключенный к ноутбуку;
Ц ифровое фортепиано.
Доска
1.Организационный момент.
У: При ветствие «Здравствуйте, ребята».
Д: Кивок головой.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок. К нам сегодня в гости пришли мои 4 друга, Неженка, Смешинка, Умник и Шалопай. Давайте я вас сними сейчас познакомлю (включаю самое начало видео «Поющая фа-соль. Что такое звук»).
2.Основная часть:
Мы все вместе будем путешествовать по миру музыки, и узнавать много нового. Но для того чтобы совершить это путешествие, давайте посмотрим, чем сейчас занимаются наши друзья (просмотр фрагмента видео, до «…если ударить по любому предмету, он издаст звук…»).
У : Скажите, ребята, звуки, которые мы слышали, были музыкальные или немузыкальные?
Д: Музыкальные, не музыкальные.
У: А чем отличается музыкальный звук от шумового? (ответы детей)
У: Н а свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание во ды, стрекотание кузнечика. Это з вуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки и шумы. Но звук нельзя увидеть. Но на что же похож тогда звук, давайте посмотрим…(видео с момента «похож на невидимою волну…» и до « итак, звук – это волна»).
У: Кто был самым внимательным, на что же похож звук?
Д: На волну.
У: Все волны, которые видит наш глаз чем-то похожи между собой, и различаются только размерами. А почему же звуки такие разные? (продолжение видео).
У: Для измерения звуков есть специальные понятия, кто услышал и может перечислить их?
Д: Высота, громкость и тембр или окраска.
У: К акие новые и не знакомые понятия. А что же такое высота, громкость и тембр, наши друзья нам сейчас расскажут (продолжение видео, до «… и от искусства музыканта»).
У: Итак, Неженка, Смешинка, Умник и Шалопай довольно подробно объяснили, что же такое высота, громкость и тембр.
У: Итак, высота звука зависит, от частоты колебания тела. Чем выше частота, тем….
Д: Выше звук.
У: Громкость звука зависит от амплитуды колебаний, чем выше амплитуда, тем звук…
Д: Громче.
У: А что же такое тембр звука?
Д: Эт о окраска звука.
У: Умнички , действительно, тембр, это окраска звука, который не виден на глаз, а каким может быть звук по окраске?
Д: Резким, звонким, глухим.
У: Правильно, и как раз наши друзья хотят нам показать разнообразность окраски звука, давайте внимательно посмотрим (смотрим видео «Поющая фа-соль. Что такое ноты» до момента «…или нотный стан»).
У: Ребята, а что интересного и нового нам рассказал Умник? Что же он такое начал рисовать на мольберте?
Д: Нотный стан.
У: Правильно, «нотный стан», или по-другому – «нотоносец», но для чего нам нужен нотный стан, как вы думаете?
Д: ---
У: А нужен он для того, чтобы записывать ноты (рисую на доске нотный стан)
(продолжение видео, до «…скрипичный ключ»).
У: Вместе с умником нарисуем скрипичный ключ (рисую на доске)
У: (Продолжение видео). С чем же нас сейчас будет знакомить У мник?
Д: С нотами.
У: Давайте внимательно посмотрим, и постараемся запомнить, а после, все вместе запишем на доске (продолжение видео до «споём ноты, по порядку, с лева на право»).
У: Кто был самым внимательным, и запомнил, как называется самая первая нота, с которой нас познакомил Умник?
Д: « До »
У: И где она рисуется на нотном стане?
Д : Н а линейке сн изу .
У: Дополнительной линейке. Правильно (повторяем все ноты и записываем на доске).
У: А теперь вместе с нашими друзьями споём наши записанные ноты. Спинки подтянули (слушаем, как на видео поют).
У: А теперь все вместе (поём) (продолжение видео).
У: А теперь мы попробуем спеть ноты вниз (поем).
У: А теперь ещё раз, с самого начала, вверх и вниз (поем).
У: Теперь мы знаем, как называются и пишутся основные ноты музыкальной грамоты, и знаем, что всего у нас 7 нот.
Физкультминутка.
У: А сейчас мы все встанем, и внимательно будем следить за движение моей руки, куда рука направится, туда ваши глазки и будет смотреть (показываю направление мелодии на нотном стане), теперь нам правая ручка покажет, как у нас двигается мелодия (показываю), и левая ручка нам тоже хочет показать направление мелодии (во время последнего показа, напеваю гамму вверх и вниз, которая будет являться припевом в новой песне).
У: Тихонечко присаживаемся.
У: Скажите, мы с вами нотки выучили?
Д: Да.
У: Петь их научились?
Д: Да.
У: А вот один из композиторов, А.И. Островский, взял наши 7 ноточек, объединил их, и сочинил песню, с которой я хочу сейчас Вас познакомить. Слушаем внимательно, а потом расскажете, о чем же поется в нашей песенке, которая так и называется «До, ре, ми, фа, соль» (слушаем).
У: О чем же пелось в песне?
Д: О том, чтобы научиться петь, нужно быть старательным, внимательным и выучить все нотки.
У: Совершенно правильно, но нотки мы уже выучили, осталось только научиться петь. Сейчас давайте пропоем только припев (играю на инструменте, и показываю название нот, написанные на доске).
У: За вторым разом пропевания, дети показ ывают рукой направление мелодии (пластическое интонирование) .
У: А сейчас все встанем, я буду петь куплеты, а вы мне помогайте и пойте припевы, не забывайте, что наша рука помогает нам в направлении мелодии (исполняем песню целиком, я куплеты, дети – припевы, используя пластическое интонирование).
У: Спасибо всем большое, Вы настоящие помощники, присаживайтесь.
3. Заключительная часть:
У: Мы сегодня с Вами на роке узнали много нового, и так, сколько же у нас существует ноточек?
Д: 7
У: И рисуются они на…
Д: Нотном стане.
У: Какие вы помните понятия, которыми измеряют звук?
Д: Высота, громкость, тембр или окраска.
У: Вы сегодня все были молодцы!
У: Спасибо за внимание!
Д: Спасибо за урок!