Педагогика

Программа курса внеурочной деятельности “Сценическая речь”

Программа курса внеурочной деятельности

«Сценическая речь».
Пояснительная записка.

  • Рабочая программа по внеурочной деятельности «Сценическая речь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа модернизированная, при разработке программы были использованы учебно- методические пособия Н.Ф.Сорокиной, И.Б.Караманенко, С.М.Альхимович, Ю.Л.Алянского, Л.Б.Баряевой. Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса внеурочных занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Кружок способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания.

Место учебного курса. Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст 7-8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин. Годовое количество 33 часа. Наполняемость групп 10-12 человек.

Основные задачи программы заключаются в пробуждении у детей интереса к театральному искусству; формировании у них личного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности; в развитии внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также интеллектуальных, музыкальных и творческих способностей; в формировании у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театре; в развитии у младших школьников потребности в самостоятельной театральной деятельности.

Обучение по программе осуществляется с учетом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребенка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу – обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и

«легкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интересными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Основной целью программы «Сценическая речь» является формирование творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

Воспитания и творческой самореализации ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

  • Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство, ритма, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

    Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэтическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

    Развитие игровых навыков через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

    Развитие познавательных интересов младших школьников через расширение представлений о видах театрального искусства.


    Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

    В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:

    Познавательные

    знать театры родного города, их особенности;

    знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, теневой, театр игрушек);

    уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с

    использованием кукол, элементов одежды, декораций;

    чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

    иметь представление о театре, о театральной культуре;

    иметь представление об устройстве театра.

    Личностные

    этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;

    умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;

    самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

    самооценка на основе критериев успешности деятельности;

    осознание ответственности человека за общее благополучие;

    уважительное отношение к чужому мнению;

    Регулятивные

    определять общую цель и пути ее достижения;

    предвосхищать результат;

    выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

    использовать речь для регуляции своего действия;

    вносить изменения в способ действия, в план действия.

    Коммуникативные

    умение вступать в диалог;

    участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;

    умение договариваться и находить общее решение;

    формулировать свои затруднения;


    проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

    строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

    Ожидаемые результаты реализации программы

    Получить ребенка, умеющего творчески самореализовываться.

    Ребенок должен владеть внутренней и внешней техникой актера.

    Речь должна стать более выразительной, четкой.

    Ребенок должен овладеть игровыми навыками, с использованием театральных норм.

    Участие в общешкольных мероприятиях.

    Содержание курса внеурочной деятельности.

    Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

    Календарно-тематическое планирование.


    1. Вводное занятие 1 час Знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Учитель знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». йкомбинир
    2. Репетиция сказки «Теремок». 1 час Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, йкомбинир
    3. В мире пословиц. 1 час Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, йкомбинир
    4. Виды театрального искусства. 1 час Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, йкомбинир
    5. Правила поведения в театре. 1 час Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, йкомбинир
    6. Кукольный театр. 1 час Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и йкомбинир
    7. Театральная азбука. 1 час Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать йкомбинир
    8. Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». 1 час Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать йкомбинир
    9. Инсценирование мультсказок. 1 час Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать йкомбинир

    10.
    Театральная игра
    1 час
    Культура и техника речи. Игры и упражнения,
    направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию,
    йкомбинир
    11.
    Инсценирование
    народных сказок о животных.
    1 час
    Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию,
    четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
    йкомбинир
    12.
    Чтение в лицах
    стихов
    А. Барто,
    И.Токмаковой,
    1 час
    Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию,
    четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
    йкомбинир
    13.
    Театральная игра
    1 час
    Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию,
    четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать
    йкомбинир
    14.
    Ритмопластика
    1 час
    Основы театральной культуры. Детей знакомят с
    элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства,
    йкомбинир
    15.
    Чтение по ролям
    рассказов Сладкова о животных и их инсценирование.
    1 час
    Познакомить детей с театральной терминологией; с
    основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
    йкомбинир
    16.
    Чтение по ролям
    рассказов Сладкова о животных и их инсценирование.
    1 час
    Познакомить детей с театральной терминологией; с
    основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
    йкомбинир
    17.
    Сказки-несказки
    В.Бианки. Инсценировка.
    1 час
    Познакомить детей с театральной терминологией; с
    основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
    йкомбинир
    18.
    Инсценирование
    сказок К.И.Чуковского
    1 час
    Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на
    авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Учить сочинять этюды по
    йкомбинир
    19.
    Инсценирование
    сказок К.И.Чуковского
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    20.
    Инсценирование
    сказок К.И.Чуковского
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    21.
    Театральная игра
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    22.
    Театральная игра
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир

    23
    Театральная игра
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    24
    Ритмопластика
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    25
    Ритмопластика
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    26
    Инсценирование
    басен Крылова
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    27
    Инсценирование
    басен Крылова
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    28
    Инсценирование
    басен Крылова
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    29.
    Чтение по ролям
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    30.
    Чтение по ролям
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    31.
    Театральная игра
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    32.
    Театральная игра
    1 час
    Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать
    навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
    йкомбинир
    33.
    Заключительное
    занятие.
    1 час
    Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов
    каждого учащегося. Отчёт, показ любимых инсценировок.
    йкомбинир

    Материально-техническое обеспечение.
    Учебно-методическое обеспечение: каждому ребёнку необходимо иметь: пособие «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» (1,2,3,4 класс), простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчёркивать, рисовать, писать.

    Информационно-компютерное:
    Компьютер
    Мультимедийный проектор
    Видео ряд