Программа курса внеурочной деятельности “Сценическая речь”
Программа курса внеурочной деятельности
«Сценическая речь».
Пояснительная записка.
-
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Сценическая речь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа модернизированная, при разработке программы были использованы учебно- методические пособия Н.Ф.Сорокиной, И.Б.Караманенко, С.М.Альхимович, Ю.Л.Алянского, Л.Б.Баряевой. Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса внеурочных занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Кружок способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического
воспитания.
Место учебного курса.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст 7-8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин. Годовое количество 33 часа. Наполняемость групп 10-12 человек.
Основные задачи программы
заключаются в пробуждении у детей интереса к театральному искусству; формировании у них личного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности; в развитии внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также интеллектуальных, музыкальных и творческих способностей; в формировании у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театре; в развитии у младших школьников потребности в самостоятельной театральной
деятельности.
Обучение по программе осуществляется с учетом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребенка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу – обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению театрального искусства.
Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и
«легкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интересными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
Основной целью программы
«Сценическая речь» является формирование творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
Воспитания и творческой самореализации ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во
взаимодействии.
Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство, ритма, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом
ребенке.
Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэтическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
Развитие игровых навыков через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского
тренинга.
Развитие познавательных интересов младших школьников через расширение представлений о видах театрального искусства.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
В
процессе
занятий
по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и
умения:
Познавательные
знать театры родного города, их особенности;
знать
некоторые
виды
театров
(кукольный,
настольный,
теневой,
театр
игрушек);
уметь
разыгрывать
сценки
по
сказкам,
стихотворениям,
рассказам,
песням
с
использованием кукол, элементов одежды, декораций;
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими
персонажами;
иметь представление о театре, о театральной
культуре;
иметь представление об устройстве
театра.
Личностные
этические
потребности,
ценности,
чувства,
эмоционально-нравственная
отзывчивость;
умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из
них;
самостоятельность и личная ответственность за свои
поступки;
самооценка на основе критериев успешности
деятельности;
осознание ответственности человека за общее
благополучие;
уважительное отношение к чужому
мнению;
Регулятивные
определять общую цель и пути ее
достижения;
предвосхищать результат;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
использовать речь для регуляции своего
действия;
вносить изменения в способ действия, в план
действия.
Коммуникативные
умение вступать в
диалог;
участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить
свое;
умение договариваться и находить общее
решение;
формулировать свои затруднения;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.
Ожидаемые результаты реализации программы
Получить ребенка, умеющего творчески
самореализовываться.
Ребенок должен владеть внутренней и внешней техникой
актера.
Речь должна стать более выразительной,
четкой.
Ребенок должен овладеть игровыми навыками, с использованием театральных норм.
Участие в общешкольных
мероприятиях.
Содержание курса внеурочной
деятельности.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Календарно-тематическое
планирование.
1. | Вводное занятие | 1 час | Знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Учитель знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». | йкомбинир |
2. | Репетиция сказки «Теремок». | 1 час | Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, | йкомбинир |
3. | В мире пословиц. | 1 час | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, | йкомбинир |
4. | Виды театрального искусства. | 1 час | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, | йкомбинир |
5. | Правила поведения в театре. | 1 час | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, | йкомбинир |
6. | Кукольный театр. | 1 час | Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и | йкомбинир |
7. | Театральная азбука. | 1 час | Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать | йкомбинир |
8. | Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». | 1 час | Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать | йкомбинир |
9. | Инсценирование мультсказок. | 1 час | Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать | йкомбинир |
10.
|
Театральная игра
|
1 час
|
Культура и техника речи.
Игры и
упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, |
йкомбинир
|
11.
|
Инсценирование
народных сказок о животных. |
1 час
|
Развивать
речевое
дыхание
и
правильную
артикуляцию,
четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать |
йкомбинир
|
12.
|
Чтение
в
лицах
стихов А. Барто, И.Токмаковой, |
1 час
|
Развивать
речевое
дыхание
и
правильную
артикуляцию,
четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать |
йкомбинир
|
13.
|
Театральная игра
|
1 час
|
Развивать
речевое
дыхание
и
правильную
артикуляцию,
четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать |
йкомбинир
|
14.
|
Ритмопластика
|
1 час
|
Основы театральной культуры.
Детей знакомят
с
элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, |
йкомбинир
|
15.
|
Чтение по ролям
рассказов Сладкова о животных и их инсценирование. |
1 час
|
Познакомить
детей
с
театральной
терминологией;
с
основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. |
йкомбинир
|
16.
|
Чтение по ролям
рассказов Сладкова о животных и их инсценирование. |
1 час
|
Познакомить
детей
с
театральной
терминологией;
с
основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. |
йкомбинир
|
17.
|
Сказки-несказки
В.Бианки. Инсценировка. |
1 час
|
Познакомить
детей
с
театральной
терминологией;
с
основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. |
йкомбинир
|
18.
|
Инсценирование
сказок К.И.Чуковского |
1 час
|
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется
на
авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Учить сочинять этюды по |
йкомбинир
|
19.
|
Инсценирование
сказок К.И.Чуковского |
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
20.
|
Инсценирование
сказок К.И.Чуковского |
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
21.
|
Театральная игра
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
22.
|
Театральная игра
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
23
|
Театральная игра
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
24
|
Ритмопластика
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
25
|
Ритмопластика
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
26
|
Инсценирование
басен Крылова |
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
27
|
Инсценирование
басен Крылова |
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
28
|
Инсценирование
басен Крылова |
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
29.
|
Чтение по ролям
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
30.
|
Чтение по ролям
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
31.
|
Театральная игра
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
32.
|
Театральная игра
|
1 час
|
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение |
йкомбинир
|
33.
|
Заключительное
занятие. |
1 час
|
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов
каждого учащегося. Отчёт, показ любимых инсценировок. |
йкомбинир
|
Материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение: каждому ребёнку необходимо иметь: пособие «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» (1,2,3,4 класс), простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчёркивать, рисовать, писать.
Информационно-компютерное:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Видео ряд