Обществознание

Рабочая программа “Подготовка к ЕГЭ по обществознанию” (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова)

Краснодарский край, Северский район, пгт Афипский,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей
поселка городского типа Афипского муниципального образования Северский район




УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от «30» августа 2018 г.
Председатель педсовета _____________/С.В.Пясть



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «П одготовк а к ЕГЭ по обществознанию » .




Уровень образования (класс) среднее (полное) общее образование, 11 класс
Количество часов 35 часов.
Учитель Подколзина Наталья Владимировна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 , авторск ой программ ы «Обществознание» 10-11 класс (профильный уровень) , авторов: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А . Ю. Лазебникова (учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», 3-е издание. М.: «Просвещение», 2011 г. ) , рабочих программ по учебн ому предмет у «Обществознание» . В соответствии с методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Обществознание» 2018-2019 гг.



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» для учащихся 11 классов составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (в последней редакции от 29.06.2017 ) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2. Примерн ой основн ой образовательн ой программ ы среднего общего образования , одобренной решением федерального учебно-методического объединения п о общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) .
3. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»
4. Авторской программы «Обществознание» 10-11 класс (профильный уровень), авторов: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова (учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», 3-е издание. М.: «Просвещение», 2011 г.)
5. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию
6. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию

Используемый учебно-методический комплект:
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2016;
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. орга низаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. М.: Просвещение, 2017

Программа спецкурса предназначена для обучающихся 11 классов, мотивированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным запросом со стороны обучающихся в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену. ЕГЭ по обществознанию относится к числу наиболее востребованных из всех, которые сдаются по выбору, поскольку утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании обществоведческого эссе. В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана , поскольку на отработк у данных умени й в рамках урока недостаточно времени.

Цель курса : совершенствование подготовки обучающихся по обществознанию для сдачи предмета в форме ЕГЭ.

Задачи курса:
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения.
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Создать условия для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию.
Формировать умения и навыки поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
Формировать позитивное отношение к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа выпускников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостат очное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе , как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Для достижения поставленн ой цел и наиболее целес ообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. В программе представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.
Ключевые содержательные позиции каждой линии предполагается рассмотреть на обзорной лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Предполагается использование мультимедийного оборудования.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Программа предусматривает организацию личностно-ориентированной работы, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного старшеклассника.

П ланируемые результаты

В результате изучения курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» обучающийся должен

Знать и понимать
биосоциальную сущность человека;
основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как слож ной самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, ме ханизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания .

Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществов едческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной систем ы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-эк ономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы ;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации фак ты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных нор м, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецен зию, реферат, творческую работу;
применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам .
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе К онституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности ;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определ ения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий о пределенных социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшег о профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права .

Система оценивания

К урс не оцени вается , предполагается качественная устная оценка и проведение итогового контроля в виде выполнения одного из вариантов ЕГЭ предыдущих лет . Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечивать информацией всех заинтересованных лиц, включая обучающихся, преподавателей, родителей. Поэтому наряду с традиционным устным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением одиннадцатиклассника в реальной и учебной ситуации.
Формы контроля во время изучения курса:
устный опрос;
тестирование (обучающее и диагностическое);
творческое задание;
проблемное задание;
решение практических задач (в том числе повышенного и высокого уровня сложности).

Контроль усвоения материала будет производиться в течение года в ходе тренировочных, диагностических работ, пробных и репетиционных экзаменов. Текущий контроль осуществляется в ходе обучающего тестирования, выполнения практических заданий по темам в формате ЕГЭ.
Учебно-тематический план

№ п/п Наименование тем курса Формы и методы обучения Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Кол-во часов
1 Введение . Структура ЕГЭ по обществознанию. Лекция с элементами беседы, работа с бланками ЕГЭ, знакомство с кодификатором, спецификацией и демоверсией ЕГЭ. Знать с труктуру и содержание письменной экзаменационной работы, п ринципы отбора и расположения з аданий, уровни сложности, количество баллов по каждому заданию , максимальный балл . Уметь п равильно заполнять бланки ЕГЭ. 1
Тема 1. Человек и Общество. 10
2 Общество. Институты общества. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты задани й на знание понятий и терминов, с оотношение определений и понятий , з нание фактов. Знать п онятия: общество, природа, социальный институт . Уметь о твечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать с научных позиций социальные объекты. 1
3 Общественный прогресс. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты заданий на определение характера суждения: оценочн ое, фактическое, теоретическое; с истематизаци ю понятий. Знать п онятия: сферы жизни общества, общественный прогресс , регресс . Уметь х арактеризовать с научных позиций социальные объекты, работать с текстом ; приводить примеры. 1
4 Глобальные проблемы. Лекция с элементами беседы, практическая работа : г руппа заданий с развернутым ответом. Выявление трудностей , а нализ ошибок. Знать п оняти е : глобализация . Уметь о твечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать с научных позиций глобальные проблемы человечества . 1
5 Мышление и деятельность. Лекция с элементами беседы, практическая работа выполнение вариантов заданий для работы с текстом. Знать п онятия: мышление, деятельно сть . Уметь х арактеризовать с научных позиций социальные объекты, работать с таблицей; приводить примеры. 1
6 Потребности человека Лекция с элементами беседы, практическая работа : с основными понятиями темы. А нализ работы с тестами. Знать п онятия: потребность, пирамида Маслоу . Уметь о твечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать базовые, социальные и духовные потребности человека . 1
7 Свобода и необходимость Лекция с элементами беседы, практическая работа : г руппа открытых заданий с кратким ответом . Р абота над ошибками. Знать п онятия: свобода, необходимость . Уметь х арактеризовать с научных позиций социальные объекты, работать с о схемой ; приводить примеры. 1
8 Знание, познание. Лекция с элементами беседы, практическая работа : вариант ы ЕГЭ в ыполнение заданий на установление соответствий. Знать п онятия: познание, знание, сознание, мышление, объект познания, предмет познания, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, память, мышление, интуиция, агностицизм, уровни научного познания: эмпирический и теоретический, анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, интуиция . Уметь характеризовать формы познания, механизм познания, показывать на примерах многообразие человеческого познания; выделить основные черты научного и социального познания. 1
9 Истина и её критерии. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты заданий с выбором ответа , с оотношение определений и понятий. Знать п онятия: истина, объективная истина, субъективная истина, критерии истины, опыт, практика, гипотеза . Уметь давать характеристику относительной и абсолютной истине; работать со схемой ; приводить примеры. 1
10 Культура, наука, религия. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты заданий на определение характера суждения: оценочное, фактическое, теоретическое ; с истематизация понятий . Знать п онятия: культура, мораль, искусство, религия . Уметь х арактеризовать многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы; описывать религию как феномен культуры, анализировать образование в современном мире; определять тенденции духовной жизни современной России. 1
11 Практическое занятие по теме «Человек и общество» Работа с вариантами ЕГЭ. Выполнение тестов ФИПИ . Знать а лгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии «Человек и общество». Уметь в ыполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности. 1
Тема 2 . Экономика . 10
12 Экономика как наука. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты задани й на знание понятий и терминов, с оотношение определений и понятий , з нание фактов. Знать п оняти е : экономика. Знать и перечислять фазы экономического цикла; основные измерители экономической деятельности . Уметь объяснять понятие «экономика» с разных позиций, о твечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать с научных позиций социальные объекты. 1
13 Экономические системы. Роль государства в экономике. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты заданий на определение характера суждения: оценочн ое, фактическое, теоретическое; с истематизаци ю понятий. Знать п онятия: экономическая система , типы экономических систем , традиционная экономика, командно-административная экономика, рыночная экономика, смешанная экономик . Уметь х арактеризовать с научных позици й роль государства в экономике, сравнивать экономические системы , приводить примеры. 1
14 Рынок. Законы рынка. Лекция с элементами беседы, практическая работа : г руппа заданий с развернутым ответом. Выявление трудностей , а нализ ошибок. Знать п онятия : рынок, виды рынка , собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника . Уметь о твечать на проблемные вопросы; анализировать законы рынка ; характеризовать с научных позиций закон спроса и закон предложения, определять факторы, влияющие на спрос и предложение, работать с графиками спроса и предложения . 1
15 Факторы производства Лекция с элементами беседы, практическая работа выполнение вариантов заданий для работы с текстом. Знать факторы производства . Уметь х арактеризовать с научных позици й факторы производства и получаемый факторный доход , работать со схемой . 1
16 Производитель и потребитель на рынке. Лекция с элементами беседы, практическая работа : с основными понятиями темы. А нализ работы с тестами. Знать п онятия : субъекты рынка , предпринимательство, экономически активное население . Уметь о твечать на проблемные вопросы , касающиеся производства и потребления ; анализировать информацию , представленную в таблице ; характеризовать с научных позиций взаимосвязь производителя и потребителя . 1
17 Рынок труда и безработица Лекция с элементами беседы, практическая работа : г руппа открытых заданий с кратким ответом . Р абота над ошибками. Знать п онятия: рынок труда, безработица . Уметь х арактеризовать с научных позици й виды безработицы и причины ее появления , работать со сравнительной таблицей ; приводить примеры. 1
18 Финансы. Государственный бюджет. Лекция с элементами беседы, практическая работа : вариант ы ЕГЭ в ыполнение заданий на установление соответствий. Знать п онятия : валовой национальный продукт, государственный бюджет, денежная масса, дефицит бюджета, про фицит бюджета, инфляция, Центральный банк, эмиссия. Уметь понимать деятельность Центробанка как регулятора экономики; анализировать информацию , представленную в тексте; характеризовать источники наполнения госбюджета . 1
19 Мировая экономика Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты заданий с выбором ответа , с оотношение определений и понятий. Знать п онятия: макроэкономика и микроэкономика . Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргумен ты и выводы. 1
20 Налоги. Налоговая система. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты заданий на определение характера суждения: оценочное, фактическое, теоретическое ; с истематизация понятий . Знать п онятия : налоги, их виды и функции Уметь о твечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать денежно-кредитную и налоговую политику . 1
21 Практическое занятие по теме «Экономика» Работа с вариантами ЕГЭ. Выполнение тестов ФИПИ . Знать а лгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии « Экономика ». Уметь в ыполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности , решать задания по анализу графиков спроса и предложения . 1
Тема 3 . Социальная сфера общества . 2
22 Социальные отношения Лекция с элементами беседы, практическая работа : с основными понятиями темы. Работа с текстом . Знать п онятия : с оциальные отношения и взаимодействия , социальный статус и роли, н еравенство и социальная стратификация , мобильность , с оциальные нормы , о тклоняющееся поведение , с оциальный контроль и самоконтроль. Уметь объяснять м ногообразие социальных групп ; осуществлять комплексный поиск, с истематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов . 1
23 Практическое занятие по теме «Социальные отношения» Работа с вариантами ЕГЭ. Выполнение тестов ФИПИ . Знать а лгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии « Социальные отношения ». Уметь в ыполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности , решать практические задачи на знание Семейного и Трудового кодекса . 1
Тема 4 . Политическая сфера общества . 6
24 Политическая система. Государство и его функции. Лекция с элементами беседы, практическая работа : с основными понятиями темы. Работа с текстом . Знать п онятия : власть, государство, политическая система , формы государства, федерация. Уметь п еречислять признаки, формы и функции государства, основн ые черты правового государства ; сравнивать формы государства; объяснять роль государства в политической системе; характеризовать власть, ее происхождение и виды, политическую идеологию и политическую культуру. 1
25 Политические режимы. Демократия Лекция с элементами беседы, практическая работа : г руппа открытых заданий с кратким ответом . Р абота над ошибками. Знать п онятия : политический режим, гражданское общество, демократия. Уметь п еречислять основные черты правового государства и гражданского общества; описывать гражданское общество; сравнивать политические режимы . 1
26 Органы государственной власти в РФ Лекция с элементами беседы, практическая работа : вариант ы ЕГЭ в ыполнение заданий на установление соответствий. Знать п онятия : власть , правовое государство , законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть . Уметь п еречислять и характеризовать три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная; о писывать структуру политической власти в РФ, местное самоуправление; работать с заданиями на установление соответствия представленных полномочий с субъектами политики . 1
27 Политические партии и движения. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты заданий с выбором ответа , с оотношение определений и понятий. Знать п онятия : партия, политическое движение . Уметь охарактеризовать политический плюрализм; обосновать м ногопартийность ; описывать п артийн ую систем у РФ. 1
28 Избирательное право. Лекция с элементами беседы, практическая работа : в арианты заданий на определение характера суждения: оценочное, фактическое, теоретическое ; с истематизация понятий . Знать п онятия : государственный аппарат, избирательные системы, выборы, референдум. Уметь характеризовать и сравнивать избирательные системы. 1
29 Практическое занятие по теме «Политика». Работа с вариантами ЕГЭ. Выполнение тестов ФИПИ . Знать а лгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии « Политика ». Уметь в ыполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности , решать задание №14 по теме «Конституционное право» . 1
Тема 5 . Правовая сфера общества . 2
30 Право Лекция с элементами беседы, практическая работа : с основными понятиями темы. Работа с текстом . Знать п онятия : право, отрасль права, источники права, нормы права, нормативные правовые акты, источники права, институты права, закон, подзаконный акт, правоспособность, дееспособность, презумпция невиновности, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, право собственност и, преступление, правонарушение . Уметь х арактеризовать место права в системе социальных норм; функции и признаки права; характеризовать виды юридической ответственности; знать и анализировать основы отраслей российского права; международные документы по правам человека; различать виды права. 1
31 Практическое занятие по теме «Право» Работа с вариантами ЕГЭ. Выполнение тестов ФИПИ . Знать а лгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии « Право ». Уметь в ыполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности , решать задания по работе с текстом и на знание Гражданского, Трудового и Семейного права. . 1
Тема 6 . Практические занятия. Выполнение сложных заданий . 3
32 Основные правила оформления заданий второй части ЕГЭ. Работа с вариантами ЕГЭ. Выполнение з адани й №№25-27 . Знать о собенности , алгоритм выполнения и систему оценивания заданий №№25-27. Уметь в ыполнять задания высокого уровня сложности на установление соответствия; дифференциация социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов ; и звлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию . 1
33 Алгоритм работы с текстом. Составление сложного плана с примерами . Группа заданий №28 на составление плана . Алгоритм выполнения. Анализ работы. Знать о собенности , алгоритм выполнения и систему оценивания заданий № 28. Уметь составлять сложный план по темам кодификатора (совершенствовать умение). 1
34 Эссе. Алгоритм работы. Таблица «Структура эссе». Анализ работы с заданием №29 . Знать о собенности , алгоритм выполнения и систему оценивания заданий № 29. Совершенствовать умение написания обществоведческого эссе . 1
35 Итоговое тестирование . Тестирование в формате ЕГЭ Знать особенности и алгоритм выполнения экзаменационной работы. Уметь правильно распределить время, применять навыки выполнения заданий разного уровня сложности. 1
Итого: 35
Содержание

Введение . Структура ЕГЭ по обществознанию ( 1 ч.)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году . Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию . Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального институ та педагогических измерений 2016 . Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 201 9 .

Тема 1. Человек и Общество. ( 10 ч.)
Общество. Институты общества. Общество - сложная, динамично развивающая ся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальные институты. Социальная роль. Социальный статус человека.
Общественный прогресс. Ступени развития общества . Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс.
Глобальные проблемы. Глобаль ные проблемы человечества. Современный этап НТР. Глобализация.
Мышление и деятельность. Понятие, свойства и виды мышления. Умозаключения: индуктивны е , дедуктивны е и по аналогии . Понятие и характер деятельности . Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Потребности человека . Человек как результат биологической и социокультурной эволюции . Сущность человеческого бытия. Потребности и способности чело века. Степени развития способно стей.
Свобода и необходимость . Свобода и ответственность личности . Свобода – осознанная необходимость. Фатализм и волюнтаризм . Ограничители человеческой свободы: право и мораль . Ответственность за сделанный выбор .
Знание, познание. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания.
Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Культура, наука, религия. Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 2 . Экономика ( 10 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема выбора.
Экономические системы. Роль государства в экономике. Типы экономических систем: традиционная, плановая, рыночная. Экономический рост. Г осударственное регулирование экономики . Э кономическая политика . В аловой национальный продукт .
Рынок. Законы рынка. Многообразие рынков. Спрос и предложение. Собственность и её формы. Н ационализация и приватизация соб ственности. Кон куренция.
Факторы производства . Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Производитель и потребитель на рынке. Рыночные отношения. С убъекты рынка . П редпринимательство . Э кономически активное населени е.
Рынок труда и безработица. Занятость и безработица Виды и причины безработицы Последствия безработицы Гос ударственные меры по борьбе с безработицей.
Финансы. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции . Д енежная масса . Д ефицит и профицит бюджета . Инфляция.
Мировая экономика . Международная торговля. Политика государств в мировой экономике: протекционизм, «свободная торговля». Глобализация экономики. Тенденции развития мировой экономики.
Налоги . Налоговая система . Налоги, их виды и функции. Распределительная функция. Регулирующая функция. Уровни налогообложения в РФ (федеральные, региональные и местные налоги). Виды налогов: прямые и косвенные. Системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная.

Тема 3 . Социальная сфера общества ( 2 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты . Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 4 . Политическая сфера общества ( 6 ч.)
Политическая система. Государство и его функции. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политические режимы. Демократия . Понятие и особенности политического режима . Виды политических режимов емократический и а нтидемократический режим ). Признаки тоталитарного режима . Признаки авторитарного режима . Признаки демократического режима . Характеристика политического режима РФ . Основы консти туционного строя Российской Федерации.
Органы государственной власти в РФ. Структура и принципы построения политической власти в РФ. Государственный аппарат. Основные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Высш ие органы законодательной власти: Федеральное Собрание, Государственная Дума. Высшие органы исполнительной власти: правительство, федеральные министерства и ведомства. Высшие органы судебной власти: Конституционный суд, Верховный суд. Президент как глава государства и верховный главнокомандующий ВС. Правоохранительные органы.
Политические партии и движения. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Избирательное право. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 5 . Правовая сфера общества ( 2 ч.)
Право, система права. Источники права . Понятие права. Нормы и о трасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в РФ . Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени . Правоотношения и правонарушения . Юридическая ответственность .

Тема 6 . Практические занятия. Выполнение сложных заданий ( 3 ч.)
Основные правила оформления заданий второй части ЕГЭ. Основные типы заданий . Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Алгоритм работы с текстом. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос . Решение познавательных задач .
Составление сложного плана с примерами. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана .
Эссе. Алгоритм работы . Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

Итоговое тестирование (1 ч.) . Решение различных вариантов КИМов.

С писок учебной и методической литературы
Конституция Российской Федерации (любое издание, не ранее 2015 года);
Баранов П.А. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ, 201 8 ;
Обществознание. 1 0 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю . А . Аверьянов , А . В . Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 201 6 ;
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. орга низаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. М.: Просвещение, 2017
Боголюбов Л.Н. Право. 10 класс. Учебник. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2016;
Боголюбов Л.Н. Право. 11 класс. Учебник. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2016;
Котова О.А., Лискова Т.Е. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. М.: Интеллект-Центр, 201 8 ;
Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр . М.: Экзамен, 2018 ;
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ-2019. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену . Москва: ACT, 2018
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Коваль Т.В. ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ М.: Экзамен, 2019 .
Кирьянова-Греф О.А., Лосев С.А. ЕГЭ 2019. Обществознание. Диагностические работы . М.: МЦНМО, 2019
Капустянский В.Д. Конструктор мини-сочинений по обществознанию 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2019.

Интернет-ресурсы :
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru . gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru российский общеобразовательный п ортал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения