Музыка

Сценарий “Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского – Корсакова” 4 класс

Сценарий урока музыки в 4 классе.

Тема: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Разработка Абоевой Н.А. (Урок-обобщение)

На уроке использованы: 1. Электронное учебное издание по курсу «Мировая художественная культура». «От наскальных рисунков до киноискусства»,
2. Электронное учебное пособие «Энциклопедия классической музыки»,
3. Современная мультимедийная энциклопедия «Энциклопедия кино» Кирилла и Мефодия»

Дети входят в кабинет под музыку. (Звучит фрагмент «Море» из сюиты «Шехерезада»).

Учитель: Я приветствую вас, ребята. Правда прозвучала красивая музыка? Назовите автора и название музыкального произведения.
Дети отвечают.
Учитель: Пусть этот музыкальный фрагмент-пейзаж будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, потому что мы продолжаем знакомство с человеком, который был влюблен в море, музыку и сказку. На доске тема урока, прочитайте, пожалуйста.
Дети отвечают.
Учитель объявляет план и задачи урока:
Исследуем и проанализируем музыкальные образы сказочных героев;
Побываем в роли музыкальных критиков;
Узнаем музыкальные приемы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова;
Соберем музыкальный цветик - семицветик;
Исполним на народных инструментах русскую народную песню «Во саду ли в огороде».
Учитель: Вспомним образы сказочных героев и оживим их в своей памяти. Называйте героев и сказки, к которым обращался Римский-Корсаков. Обратимся к некоторым из них, в этом нам поможет облачко, которое прилетело с моря.
Игра «Музыкальное облачко» с использованием ИКТ . Из набора слов надо собрать название сказок и имена сказочных героев.
Дети отвечают.
Учитель: Ну вот, есть сказки, картины моря, царевны, богатыри и чудеса. А как же композитор создает эти музыкальные образы, какие выразительные средства музыки он использует?
Прослушивание трех музыкальных фрагментов.
Видеофрагмент из к/ф «Сказка о царе Салтане». «Колыбельная песня» Волховы.
Фрагмент из сюиты. Тема Шехерезады (тема скрипки).
Видеофрагмент из к/ф «Сказка о царе Салтане». Ария Царевны-Лебеди.

Дети делятся на творческие группы.
Учитель: Подумайте, исследуйте и проанализируйте сказочные музыкальные образы, созданные композитором. Какие приемы, методы и средства выразительности использует композитор. Что в сказочных образах похожего, что разного?
Дети получают лепестки от цветика. Надо собрать из лепестков музыкальный портрет. Каждая группа должна представить своего героя. Ответы учащихся.
.
Учитель дополняет ответы детей. Царевна Волхова – мелодия очень приближена к русской народной песне. Она напевна, проста, легко запоминается. Такой прием можно назвать - песня в народном духе. Царевна Лебедь – фантазия, сказка. Музыкальная цитата.
Шехерезада – здесь композитор не использует подлинно народных мелодий. Он заимствует интонации Востока. Этот прием мы назовем музыкальной обработкой.
Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлых уроках мы слушали разнообразные музыкальные фрагменты, узнали биографические факты Римского-Корсакова. Что нового сегодня на уроке вы узнали? Что лично ты получил от общения с музыкой, как откликнулись при выполнении домашнего задания?
Дети выполнили:
Нарисовали афишу к опере Н.А. Римского-Корсакова.
Выполнили декорации к спектаклю. (Проектная деятельность)
Колабская Лидия посетила музей-квартиру Н.А. Римского-Корсакова и подготовила репортаж, используя фотографии.

Заключение урока. Инструментальное музицирование-импровизация и исполнение русской народной песни «Во саду ли в огороде».

У каждого учащегося музыкальный инструмент: ГУДОК, СВИРЕЛИ, ГУСЛИ, БАЛАЛАЙКА, МЕТАЛЛОФОНЫ, ЛОЖКИ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, МАРАКАСЫ, КАСТАНЬЕТЫ.







*Рекомендовано к публикации в качестве методической разработки и распространения педагогического опыта.