Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
МБ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БАБУШКИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»
МБОУ «МИЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Утверждаю
Директор школы
__________________М.А. Федюшина
от 31.08.2015г
приказ №125
Программа
пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ « Миньковская средняя
общеобразовательная школа»
«Солнышко»
Срок реали зации 2016-2020
2015 год
1
Информационная карта программы
2
Содержание программы:
Информационная карта……………………………………………… 2
Пояснительная записка…………………………………………….... 3
Цель и задачи программы…………………………………………… 4
Принципы, используемые при планировании и проведении ла герной смены .. 5
Направления и виды деятельности………………………………… . 5-6
Механизм реализации программы…………………………… …… . . 6-7
Условия реализации программы…………………………………… . 7-9
3
Пояснительная записка
Лагерь – сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь с дневным пребыванием обучающихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой-пространством для оздоровления. Развития художественного, технического, социального творчества.
Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависит его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно. Поэтому лагерь дневного пребывания на базе МБОУ « Миньковская СОШ» был открыт под девизом: «Лагерь-территория здоровья»
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ « Миньковская СОШ». В нем отдыхают обучающиеся 6-17 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных, активистов, детей, находящихся в социально опасном положении.
Цель-организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период.
Задачи:
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
4
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Безусловная безопасность всех мероприятий
Учет особенностей каждой личности
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категории детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Физкультурно-оздоровительное направление
Художественно-творческое направление
Нравственно-патриотическое направление
Социальное
Физкультурно-оздоровительное направление
Задачи:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивная игра на стадионе, спортивной площадке
Эстафеты
Тематические дни
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут. В хорошую погоду-на открытом воздухе, в непогоду-в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы:
5
ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких фи зических качеств, как ловкость, выносливость, а коллективные игры-еще и воспитанию дружбы.
Художественно-творческое направление:
Творческая деятельность –это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деяте ль ность
К онкурсные программы
Творческие конкурсы
Игровые творческие программы
Концерты
Творческие игры
Праздники
Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Нравственно-патриотическое:
Задачи:
Беседы
Диспуты
Экскурсии в музеи, на выставки
Игры
Конкурсные программы
Социальное направление :
Цель:
Создание условий для перевода ребенка в пози цию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Задачи:
формирование позитивног о отношения к базовым ценностям
формирование навыков труда, позитивного от ношения к трудовой деятельности
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
стремление активно участвовать в общих интереса х в делах отряда, лагеря
Механизм реализации программы
1 этап. Подготовительный
Этот этап реализуется тем, что за месяц до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
6
Проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней компании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере
Составление необходимой документации для деятельности лагеря
(план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2 этап Организационный .
Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей ;
Запуск программы «Солнышко»
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
3 этап. Практический.
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
Работа творческих мастерских
4 этап. Аналитический.
Основной деятельностью этого этапа является:
Подведение итогов смены;
Выработка перспектив деятельности организации;
Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
Условия реализации программы:
Нормативно-правовые условия:
Федеральный Закон 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав общеобразовательного учреждения
Положение о лагере с дневным пребыванием
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере
Инструкции по организации и проведению экскурсий
7
Приказы МУ «Управления образования Бабушкинского муниципального района» и МБОУ « Миньковская СОШ»
Должностные инструкции работников
Гигиенические требования у устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
Заявления от родителей
Акт приемки лагеря
Планы работы воспитателей
Материально-технические условия предусматривают:
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий
Материалы для оформления и творчества детей
Наличие канцелярских принадлежностей
Аудиоматериалы и видеотехника
Призы и награды для стимулирования
3. Кадровые условия
В реализации программы участвуют:
Начальник лагеря, заместитель директора по УВР;
воспитатели
4. Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических мероприятий с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа
тренинги
деловая и ролевая игры
9
5. Педагогические условия:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных ин дивидуальных особенност ей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря
Создание ситуации успеха
Систематическое информирование о результатах прожитого дня
Организация различных видов стимулирования.
МБОУ «МИЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Утверждаю
Директор школы
__________________М.А. Федюшина
от 31.08.2015г
приказ №125
Программа
пришкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ « Миньковская средняя
общеобразовательная школа»
«Солнышко»
Срок реали зации 2016-2020
2015 год
1
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ « Миньковская СОШ» «Солнышко» | 2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления детей школы в летний период | 3 | Направление деятельности | Физкультурно-оздоровительное Художественно-творческое Нравственно-патриотическое Социальное | 4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мер оприятия, реализующие Программу. | 5 | Автор программы | Заместитель директора по УВР С.В. Власова | 6 | Муниципальное образовательное Учреждение, представившее программу | МБОУ « Миньковская средняя общеобразовательная школа» Бабушкинского района | 7 | Адрес, телефон | 161340, Вологодская область, Бабушкинский район, с. Миньково , ул. Школьная д. 20 Телефон (81745)33-163 Электронная почта: minkovo @ mail . ru с айт школы: http : s //02003. edu 35. ru | 8 | Место реализации | Пришкольный оздоровительный лагерь при МБОУ « Миньковская СОШ» | 9 | Количество, возраст обучающихся | Согласно приказов директора | 10 | Сроки проведения, количество смен | Согласно приказов директора |
2
Содержание программы:
Информационная карта……………………………………………… 2
Пояснительная записка…………………………………………….... 3
Цель и задачи программы…………………………………………… 4
Принципы, используемые при планировании и проведении ла герной смены .. 5
Направления и виды деятельности………………………………… . 5-6
Механизм реализации программы…………………………… …… . . 6-7
Условия реализации программы…………………………………… . 7-9
3
Пояснительная записка
Лагерь – сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь с дневным пребыванием обучающихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой-пространством для оздоровления. Развития художественного, технического, социального творчества.
Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависит его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно. Поэтому лагерь дневного пребывания на базе МБОУ « Миньковская СОШ» был открыт под девизом: «Лагерь-территория здоровья»
Ежегодно для обучающихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ « Миньковская СОШ». В нем отдыхают обучающиеся 6-17 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных, активистов, детей, находящихся в социально опасном положении.
Цель-организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период.
Задачи:
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
4
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Безусловная безопасность всех мероприятий
Учет особенностей каждой личности
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категории детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Физкультурно-оздоровительное направление
Художественно-творческое направление
Нравственно-патриотическое направление
Социальное
Физкультурно-оздоровительное направление
Задачи:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивная игра на стадионе, спортивной площадке
Эстафеты
Тематические дни
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут. В хорошую погоду-на открытом воздухе, в непогоду-в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы:
5
ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких фи зических качеств, как ловкость, выносливость, а коллективные игры-еще и воспитанию дружбы.
Художественно-творческое направление:
Творческая деятельность –это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деяте ль ность
К онкурсные программы
Творческие конкурсы
Игровые творческие программы
Концерты
Творческие игры
Праздники
Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Нравственно-патриотическое:
Задачи:
Беседы
Диспуты
Экскурсии в музеи, на выставки
Игры
Конкурсные программы
Социальное направление :
Цель:
Создание условий для перевода ребенка в пози цию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Задачи:
формирование позитивног о отношения к базовым ценностям
формирование навыков труда, позитивного от ношения к трудовой деятельности
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
стремление активно участвовать в общих интереса х в делах отряда, лагеря
Механизм реализации программы
1 этап. Подготовительный
Этот этап реализуется тем, что за месяц до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
6
Проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней компании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере
Составление необходимой документации для деятельности лагеря
(план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2 этап Организационный .
Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей ;
Запуск программы «Солнышко»
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
3 этап. Практический.
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
Работа творческих мастерских
4 этап. Аналитический.
Основной деятельностью этого этапа является:
Подведение итогов смены;
Выработка перспектив деятельности организации;
Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
Условия реализации программы:
Нормативно-правовые условия:
Федеральный Закон 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав общеобразовательного учреждения
Положение о лагере с дневным пребыванием
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере
Инструкции по организации и проведению экскурсий
7
Приказы МУ «Управления образования Бабушкинского муниципального района» и МБОУ « Миньковская СОШ»
Должностные инструкции работников
Гигиенические требования у устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
Заявления от родителей
Акт приемки лагеря
Планы работы воспитателей
Материально-технические условия предусматривают:
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий
Материалы для оформления и творчества детей
Наличие канцелярских принадлежностей
Аудиоматериалы и видеотехника
Призы и награды для стимулирования
|
Применение
|
Источник финансирования и материальная база
|
Ответственные
|
кабинеты
|
Комнаты отдыха
|
Материальная база школы. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских. отрядных дел, подготовки стендов материалов для конкурсов
|
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал
|
Спортивный зал
|
Занятия спортом, линейка (в случаи плохой погоды)
|
Материальная база школы.
|
В
оспитатели
|
Спортивная площадка
|
Линейка, проведение
общелагерных
игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
|
Материальная база школы.
|
Воспитатели
|
Школьный двор
|
Отрядные дела, игры-путешествия
|
Материальная база школы.
|
Воспитатели
|
Актовый зал Дома культуры
|
Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской
|
Материальная база школы.
|
Воспитатели
, директор лагеря
|
Школьная библиотека
|
Литература для педагогов и детей лагеря
|
Материальная база школы.
|
Библиотекарь
|
Школьная
столовая
|
Завтрак, обед, полдник
|
Фонд социального страхования
|
Заведующая пищеблоком
|
Методический кабинет
|
Творческая мастерская воспитателей
|
Материальная база школы.
|
Воспитатели
|
3. Кадровые условия
В реализации программы участвуют:
Начальник лагеря, заместитель директора по УВР;
воспитатели
4. Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических мероприятий с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа
тренинги
деловая и ролевая игры
9
5. Педагогические условия:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных ин дивидуальных особенност ей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря
Создание ситуации успеха
Систематическое информирование о результатах прожитого дня
Организация различных видов стимулирования.